Фрагмент для ознакомления
2
Каждый из нас мечтает стать заботливым, здравомыслящим и ответственным родителем. Однако, вопросы, связанные с родительством, всегда остаются на повестке дня. Чтобы помочь молодым семьям в этих вопросах, существуют специальные программы по формированию осознанного родительства.
Это образовательный процесс, направленный на подготовку родителей к воспитанию детей. В рамках программы молодые семьи получают ценную информацию о том, как создать гармоничную, здоровую и гармоничную семью. Кроме того, они учатся лучше понимать себя и своих детей, а также находят новые способы решения сложных жизненных ситуаций [4].
Ранее действительно не нужна была специальная подготовка для будущих родителей, потому что в большой семье они постоянно находились под бдительным оком старших и всегда были те, кто знал, что и когда нужно делать и до, и после рождения ребенка. Существовали жесткие правила контроля за поведением будущей мамы, основанные на патриархальных традициях. Более того, часто и родители сами не отвечали ни за себя, ни за ребенка, живя на территории своих родителей, которые четко регламентировали действия всех.
Сегодня все больше молодых семей теряются в разнообразии информации о том, как правильно воспитывать детей. У многих из них нет опыта воспитания детей, а наставления со стороны бабушек и дедушек часто противоречат новым подходам к воспитанию. В этом контексте программы по формированию осознанного родительству становятся все более популярными и актуальными.
Такие программы нацелены на помощь молодым семьям в понимании основных принципов воспитания детей, на развитие навыков эмоциональной регуляции и коммуникации между родителями и детьми. Они также помогают родителям научиться эффективным методам управления поведением детей, а также настраивать более здоровые отношения внутри семьи.
Состояние данных программ в России пока не такое уж хорошее. Многие семьи сталкиваются с трудностями в поиске качественных и доступных программ. Кобка из ОМС не всегда покрывает стоимость участия в таких программах, а общественные организации, организующие такие мероприятия, не всегда могут обеспечить необходимую помощь и доступность для всех желающих.
Также появляется опасность, что программы могут оказаться скоммерциализированными и не обеспечивать действительно полезной информацией для родителей. Поэтому важно развивать программы в рамках государственной политики в сфере семьи, помощи молодым семьям и воспитания детей.
Безусловно, развитие культуры осознанного родительства является важной задачей для страны в целом и каждой семьи в отдельности. Надеемся, что в ближайшее время в России появится больше возможностей для молодых родителей овладеть навыками осознанного воспитания своих детей.
Психологическая работа с родителями – довольно сложное направление социально-педагогической деятельности. Часто родители не сомневаются в своих способностях, обвиняя школу и общество в трудностях во взаимоотношениях между детьми и родителями. Родителям часто бывает трудно осознать ошибочность своих мыслей, чувств и поступков. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что «проблема родительства как интегрального психологического образования личности, факторы его формирования разработаны достаточно слабо. Практически не разработан вопрос целенаправленного становления «осознанного родительства» [3]. Обобщая мнения исследователей на эту тему, можно сделать вывод, что ответственные родители – это, прежде всего, зрелые люди, которые могут отвечать за свои поступки и жизнь. Зрелая личность молодых родителей может обеспечить благоприятные условия для роста и развития ребенка, обеспечить материальное благополучие и комфортные условия проживания. Поэтому сознательное воспитание – это, прежде всего, баланс различных аспектов воспитания: коммуникативного, эмоционального, ценностного, экономического, нормативного и духовного.
Состояние программ по формированию осознанного родительства у молодых семей на сегодняшний день можно охарактеризовать как разнообразное и доступное. Существует множество книг, статей и видеоуроков на эту тему, которые можно найти в интернете или приобрести в книжных магазинах. Также существуют специализированные курсы для родителей, которые проводятся как в офлайн, так и в онлайн форматах.
Однако, не все программы по формированию осознанного родительства одинаково эффективны. Некоторые из них могут быть слишком теоретическими и не учитывать индивидуальные потребности и особенности каждой семьи. Другие могут быть слишком узкоспециализированными и не охватывать все аспекты осознанного родительства.
Анализ программ по формированию осознанного родительства показывает, что наиболее эффективными являются те, которые предлагают комплексный подход к воспитанию ребенка. Такие программы учитывают физические, эмоциональные и когнитивные потребности ребенка, а также уделяют внимание формированию позитивного отношения к окружающей среде и другим людям.
Эффективные программы по формированию осознанного родительства должны учитывать индивидуальные особенности каждой семьи. Такие программы должны предлагать гибкий подход, который позволяет родителям выбирать наиболее подходящие для них методы воспитания ребенка. Существует множество программ по формированию осознанного родительства у молодых семей. Некоторые из них предоставляются онлайн, другие – в рамках лекций и семинаров. Программы могут быть платными или бесплатными.
Например, преимуществом некоторых программ является их индивидуальный подход к каждой семье, что позволяет учитывать особенности каждого ребенка и семейной ситуации. Также, некоторые программы предоставляют родителям возможность общаться с другими родителями и получать поддержку в решении своих проблем.
Важным аспектом программ по формированию осознанного родительства является также поддержка родителей в их роли. Родители должны чувствовать себя уверенно и поддерживаемыми в своих усилиях воспитания детей. Поэтому эффективные программы должны предлагать возможность консультаций и общения с другими родителями, а также с педагогами и психологами [20].
Другим важным аспектом эффективных программ по формированию осознанного родительства является учет культурных, религиозных и этнических различий. Родители из разных культур и социальных групп могут иметь разные подходы к воспитанию детей, и программы должны учитывать эти различия и предоставлять индивидуальный подход для каждой семьи.
Так же, программы должны быть ориентированы на различные возрастные группы детей. Воспитание ребенка в разном возрасте требует разных подходов и стратегий, и программы должны учитывать эти различия и предоставлять соответствующие рекомендации и инструменты. Программы должны обучать родителей не только воспитанию детей, но и прививать им знания о здоровом образе жизни, питании, физической активности и других аспектах здоровья. Это поможет родителям обеспечить своим детям здоровый образ жизни и защитить их от различных заболеваний и проблем.
Наконец, эффективные программы по формированию осознанного родительства должны быть доступными для всех родителей, независимо от их социального статуса или финансовых возможностей. Это может быть достигнуто через проведение бесплатных курсов, использование онлайн-ресурсов и других методов. Программы должны быть комплексными, гибкими, нацеленными на развитие навыков родителей и доступными для всех. Родители, которые участвуют в таких программах, будут лучше подготовлены к воспитанию своих детей и смогут обеспечить им здоровое и счастливое будущее [11].
Однако, недостатком некоторых программ может быть их ориентация на один конкретный подход к воспитанию, который может не подойти для всех семей. Также, некоторые программы могут быть слишком теоретичными и не давать практических инструментов для реализации осознанного родительства в повседневной жизни.
Еще одним важным аспектом является квалификация педагогов и тренеров, проводящих программу. Они должны иметь достаточный опыт и знания для того, чтобы помочь родителям развиваться и решать свои проблемы.
Таким образом анализ программ показал, что они действительно эффективны. Родители, прошедшие через такие программы, отмечают, что у них увеличился уровень уверенности в себе и упрощается ряд проблемных вопросов, связанных с родительством.
Конечно, никто не может гарантировать идеальное родительство. Однако программы по формированию осознанного родительства доказывают, что желание стать надежным родителем может быть успешно осуществлено. Если вы являетесь родителем, настоятельно рекомендуем посетить семинары и пройти обучение в рамках таких программ. Вы увидите, как даже небольшие изменения ведения семейной жизни могут оказать важное влияние на воспитание детей.
2.2 Социально-педагогические измерения феномена «осознанного родительства» у молодых семей: отечественный и зарубежный опыт
В наше время все больше молодых пар и семей проводят много времени озадачиваясь вопросами, связанными с воспитанием детей. Они стараются создать благоприятную социальную среду для своих детей, защитить их от различных внешних факторов, сформировать положительные качества и навыки.
Одной из новых тенденций в родительстве является «осознанное родительство». Это подход, основанный на осознанном и ответственном отношении родителей к своим детям. Главная идея заключается в том, что родители должны осознавать и контролировать свои эмоции и действия, чтобы создать безопасный и комфортный воспитательный процесс [14].
В рамках данной темы проводятся социально-педагогические исследования, которые позволяют выявить особенности и эффективность «осознанного родительства» как нового подхода в современном воспитании детей.
В России уже есть опыт практического применения данного подхода. Некоторые родители, следуя принципам «осознанного родительства», отказываются от насилия в отношении детей, выступают против деструктивных механизмов в семье и придерживаются детского ориентированного воспитания.
Кроме того, за рубежом уже существует множество программ и методик, направленных на поддержку «осознанного родительства». Например, в Швеции в рамках государственной программы родителям предоставляются курсы и семинары по улучшению техники родительства и укреплению взаимоотношений в семье.
Проведенные исследования показывают, что «осознанное родительство» может оказать положительное влияние на развитие ребенка и на качество отношений в семье. Однако, учитывая культурные и социальные различия в разных странах, необходимо продолжать проведение исследований, а также разработку новых понятий и методик.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Борисова, Е. А. Осознанное родительство: практики и методы формирования / Е. А. Борисова // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 2. – С. 30-36.
2. Гурьева, И. А. Осознанное родительство как фактор успешного развития личности ребенка / И. А. Гурьева // Вестник Казанского технологического университета. – 2019. – Т. 22. – № 7. – С. 14-18.
3. Данилова, О. В. Осознанное родительство: практики и принципы формирования / О. В. Данилова // Современное образование: проблемы и перспективы развития. – 2017. – № 3(12). – С. 44-50.
4. Лебедева, Е. В. Осознанное родительство: практические аспекты и методы формирования / Е. В. Лебедева // Педагогический вестник Урала. – 2018. – № 2(58). – С. 110-115.
5. Чернова, Н. В. Осознанное родительство: практики и принципы формирования у молодых семей / Н. В. Чернова // Педагогический журнал. – 2019. – № 3(29). – С. 22-27.
6. Иванова, А. С. Осознанное родительство и его влияние на психологическое благополучие семьи / А. С. Иванова // Психологическая наука и образование. – 2018. – Т. 23. – № 4. – С. 47-55.
7. Кузнецова, Е. В. Осознанное родительство: практические рекомендации для родителей / Е. В. Кузнецова // Современная наука: актуальные проблемы и решения. – 2019. – № 2(10). – С. 58-63.
8. Никитина, Ю. В. Осознанное родительство как способ развития эмоционального интеллекта у детей / Ю. В. Никитина // Вестник Московского государственного областного университета. – 2017. – Т. 2. – № 1(5). – С. 34-39.
9. Полякова, Н. И. Осознанное родительство и его влияние на формирование личности ребенка / Н. И. Полякова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Педагогика и психология образования. – 2018. – Т. 24. – № 4. – С. 426-432.
10. Смирнова, О. В. Осознанное родительство и его роль в формировании здорового образа жизни у детей / О. В. Смирнова // Здоровье нации – основа процветания России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 246-250.
11. Тимофеева, Е. А. Осознанное родительство и его связь с психическим здоровьем родителей / Е. А. Тимофеева // Психологическая наука и образование. – 2020. – Т. 25. – № 2. – С. 89-95.
12. Шестакова, Е. В. Осознанное родительство и его влияние на развитие социальной компетентности детей / Е. В. Шестакова // Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия: Психология. – 2019. – № 2(44). – С. 36-45.
13. Юрьева, Е. А. Осознанное родительство и его влияние на формирование эмпатии у детей / Е. А. Юрьева // Педагогическое образование в России. – 2018. – Т. 23. – № 4. – С. 42-48.
14. Яковлева, Н. А. Осознанное родительство и его роль в формировании позитивного отношения к обучению у детей / Н. А. Яковлева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Педагогика и психология образования. – 2019. – Т. 25. – № 2. – С. 163-170.
15. Королева, Е. А. Осознанное родительство как фактор формирования психологического комфорта в семье / Е. А. Королева // Семейная психология и семейная терапия. – 2020. – Т. 10. – № 1. – С. 75-85.
16. Морозова, А. А. Осознанное родительство и его влияние на развитие ребенка в дошкольном возрасте / А. А. Морозова // Педагогическое образование в России. – 2021. – Т. 26. – № 2. – С. 89-97.
17. Романова, И. А. Осознанное родительство и его связь с развитием речи у детей младшего школьного возраста / И. А. Романова // Логопедия. – 2019. – № 3(64). – С. 41-47.
18. Смирнова, Е. В. Осознанное родительство и его влияние на развитие личности подростка / Е. В. Смирнова // Психологическая наука и образование. – 2021. – Т. 26. – № 2. – С. 78-84.
19. Тихонова, Н. В. Осознанное родительство и его влияние на формирование самооценки у детей / Н. В. Тихонова // Педагогическое образование в России. – 2020. – Т. 25. – № 1. – С. 68-75.
20. Чернова, А. В. Осознанное родительство и его влияние на развитие эмоциональной интеллектуальности у детей / А. В. Чернова // Психология и психотехника. – 2019. – Т. 24. – № 2. – С. 98-106.
21. Кузнецова, О. В. Осознанное родительство и его влияние на формирование социальных навыков у детей / О. В. Кузнецова // Социальная психология и общество. – 2021. – Т. 12. – № 1. – С. 125-134.
22. Лебедева, И. В. Осознанное родительство и его влияние на формирование мотивации учения у детей / И. В. Лебедева // Психологическая наука и образование. – 2020. – Т. 25. – № 3. – С. 78-85.
23. Максимова, Е. А. Осознанное родительство и его влияние на формирование у детей готовности к школьной жизни / Е. А. Максимова // Педагогика. – 2019. – № 8. – С. 98-105.
24. Никитина, М. А. Осознанное родительство и его влияние на развитие эмпатии у детей / М. А. Никитина // Психология развития человека: теория и практика. – 2021. – Т. 26. – № 1. – С. 76-83.
25. Орлова, Л. В. Осознанное родительство и его влияние на формирование здорового образа жизни у детей / Л. В. Орлова // Здоровье и образование в XXI веке. – 2019. – № 2(6). – С. 52-57.